понедельник, 24 марта 2008 г.

Встреча с Беляковичем

В предверии дня теара

В наше время до сих пор живут легенды.

Может они все реже появляются на свет, но зато живут чуть ранее зажженные, как и положено легендам освещая своим существованием обыденность.

Такой легендой, например, можно считать Театр на Юго-Западе (это тот который в Белокаменной, - не в Нижневартовске ясно дело). И соответственно не менее легендарной личностью не только в Российской культуре, но уже и в мировой, можно считать основателя этой легенды – Валерия Романовича Беляковича.


Еще много лет назад, когда наш театр только делал первые шаги по сцене, когда мы по помойкам собирали декорации, а костюмы приносили – кто какой мог, мы слушали Галины рассказы про театр нв Юго-Западе и восхищались - маленький зал, подвал, люди без театрального образования по зову души, собираются несмотря ни на что, ставят чудесные спектакли, и ведь к ним не всегда попадешь - билеты раскуплены за месяц вперед! Теперь их театру уже за 35, нашему - 7. Их руководитель теперь ставит спектакли за границей, его ждут и в Японии и в Америке. Наш театр имеет чуть меньше достижений, но главное засчитаем - нас тоже ждут и наших спектаклей требует зритель.

так... а чего я собственно сказать то хотел?

Ах ну да!

19-20 марта, Валерий Белякович посещал Нижневартовск. Один без труппы, но такого общения нам тоже хватило, чтобы зарядиться культурным позитивом на очень долго!

В первый день был небольшой творческий вечер на сцене местного драматического театра. Белякович много рассказывал о том откуда он такой получился, как они зародили свой театр, через что прошли они и их зрители, потом он прочел нам монолог Клавдия из Гамлета, монолог про собаку из «Случая в зоопарке» Олби (Кстати, потрясающая вещь – понравилась больше всего), и добил он нас поэмой Есенина «Пугачев»…

8 здоровых глав!

На память!

Я слушал как завороженный! При том, что не фанатею от Есенина настолько, чтобы так легко усвоить все 8 глав… Но почти магический дар этого человека… У меня было ощущение будто мое внимание сквозь 6 рядов зала привязали тонкой ниточкой, меня водили по залу, через этот тонкий канал в меня вливали волны разнообразных чувств, меня интриговали, заставляли искать на своем боку шашку, чтобы подняться с казаками на штурм Казани. И даже когда я на миг отвлекался, разорвав эту нить, меня как-то быстро находила и возвращала на место, будто оставляя одного в зале против мэтра его просто фантастическая энергетика…

Потом был второй день. Белякович зашел в центральную библиотеку. Где мы сейчас базируемся, там в окружении нашего театра и нескольких лиц от библиотеки он еще раз рассказал о первых шагах театра на Юго-Западе, рассказал о людях с которыми ему посчастливилось работать, мы сравнивали театральные школы Японии, Америки и России, слушали театральные байки, потом просто сели за стол, кушали блины и коньяк в общем хорошо пообщались.

Любопытно слушать о театре, который вышел из любительского. Сейчас конечно там уже не осталось непрофессионалов – вся труппа (около 42 человек) получили нужное образование, титулы, звания и прочее. Любопытно знать что театр, который до сих пор базируется в подвале, обладает залом на 120 мест, легко переносит свои спектакли на огромные площадки крупнейших театров мира, так же легко ввинчивается в свои скромные квадраты после долгих гастролей, и вообще удивительно знать что такой театр занесен в книгу Гиннеса как театр с самым большим действующим репертуаром – 33 действующих спектакля – шутка ли?

В чем здесь чудо? Как достичь такого? Чем берет этот человек, рожденный в глухой деревне под Рязанью, ставивший первые спектакли для московской шпаны, рискнувшим первым в СССР поставить «Король умер…» Ионеско, шагнувшим из андеграунда в легендарных театров, чей Гамлет заставил настолько тронул зрителя в Эдинбурге, ни один критик не сомневался кому отдать первый приз.

Я для себя нашел ответы. Во первых это люди, окружающие Беляковича, и его к ним отношение. Признаться у меня было ощущение, что в Нижневартовск руководитель театра на Юго-западе приехал не один. Их как будто двое – он и Виктор Авилов. Несмотря на то, что последнего выдающегося актера уже несколько лет нет с нами на этой земле, он живет в рассказах, образах и воспоминаниях. Рядом с Беляковичем этот человек был с первых дней Юго-Запада, понятен тот след, который он оставил в душе своего режиссера. И порой мне казалось, что Валерий Романович, рассказывая о чем-то способен смотреть и думать как Авилов. Я плохо знал творчество Виктора, за исключением конечно же знаменитого узника замка Иф, однако теперь мне кажется (хочется думать) что я очень хорошо с ним знаком.

Представляете это как надо чувствовать человека, друга, актера, чтобы суметь такое передать даже непроизвольно.

Я засчитал это как один из козырей Беляковича.

Второй козырь конечно же дикая жажда творчества. Тогда 35 лет назад, что может заставить молодого человека рваться на сцену, желать что-то сказать. И ведь кому говорили? На первых спектаклях их посещала только шпана. А потом когда советская цензура поняла, что творится на этих подмостках и их пытались закрыть, когда из театра уходили люди, кто куда, и кто навсегда. Много жутких преград, надломлено – ради чего? Ради желания что-то сказать, донести свое видение, помочь реализовать схожее видение своим коллегам.

Любовь к театру в принципе – с его слов он безгранично уважает любого человека, кто служит Мельпомене, независимо от того согласен ли он с творчеством этого человека.

Находя ответы, на вопросы, что я сам себе задавал, слушая этого человека, мне особо тепло становилось, что путь моего Чуда в чем-то схож. Это и бескорыстность в проявлении своих творческих желаний и сила, позволяющая выходить на любое подобие сцены, несмотря на очередные преграды, это и единство во мнении коллектива. Чего нет? Ну разве что самоотдачи до последней капли собственного существа. Помимо театра у нас есть личная жизнь, другая работа, друзья и несколько скромных мелких хобби. На алтаре от нас лежат достаточно щедрые дары, куски собственных жизней, в то время как Белякович на алтарь возложил всего себя, без остатка да еще и будущее свое в залог пообещал – лишь бы иметь возможность что-то сказать, что-то сделать, заставить нас думать, переживать и верить.

P.S.

Дабы дополнить образ театра на Юго-западе, хочу привести небольшую цитату с сайта посвященного памяти Виктора Авилова:

http://www.avilov.ru/history/avilov_kakovo-byt-akterom_alm-3_83_72.html

Продолжаем отвечать на вопрос, заданный газетой:
«Каково быть актером театра-студии на Юго-Западе?»

Отвечает Виктор Авилов:

Так каково же быть актером Театра-студии на Юго-Западе? Это значит быть и гримером, и сантехником и бутафором. И электриком и полотером. А по графику и билетером. Воровать кирпичи, быть монтером, каменщиком, сварщиком... А самое главное — МНОГО ДУМАТЬ, работать над собой. Не спать ночами — чтобы в будущем может быть и стать Актером Театра-студии на Юго-Западе.

И не надеяться, чтобы на спектакле жилы рвал кто-то другой, а тебе чтобы сачковать...

Вот тогда в будущем...

6 февраля 1983 года Виктор Авилов сыграл свой 500 спектакль.

Комментариев нет: