В наше время до сих пор живут легенды.
Может они все реже появляются на свет, но зато живут чуть ранее зажженные, как и положено легендам освещая своим существованием обыденность.
Еще много лет назад, когда наш театр только делал первые шаги по сцене, когда мы по помойкам собирали декорации, а костюмы приносили – кто какой мог, мы слушали Галины рассказы про театр нв Юго-Западе и восхищались - маленький зал, подвал, люди без театрального образования по зову души, собираются несмотря ни на что, ставят чудесные спектакли, и ведь к ним не всегда попадешь - билеты раскуплены за месяц вперед! Теперь их театру уже за 35, нашему - 7. Их руководитель теперь ставит спектакли за границей, его ждут и в Японии и в Америке. Наш театр имеет чуть меньше достижений, но главное засчитаем - нас тоже ждут и наших спектаклей требует зритель.
так... а чего я собственно сказать то хотел?
Ах ну да!
19-20 марта, Валерий Белякович посещал Нижневартовск. Один без труппы, но такого общения нам тоже хватило, чтобы зарядиться культурным позитивом на очень долго!В первый день был небольшой творческий вечер на сцене местного драматического театра. Белякович много рассказывал о том откуда он такой получился, как они зародили свой театр, через что прошли они и их зрители, потом он прочел нам монолог Клавдия из Гамлета, монолог про собаку из «Случая в зоопарке» Олби (Кстати, потрясающая вещь – понравилась больше всего), и добил он нас поэмой Есенина «Пугачев»…
8 здоровых глав!
На память!
Я слушал как завороженный! При том, что не фанатею от Есенина настолько, чтобы так легко усвоить все 8 глав… Но почти магический дар этого человека… У меня было ощущение будто мое внимание сквозь 6 рядов зала привязали тонкой ниточкой, меня водили по залу, через этот тонкий канал в меня вливали волны разнообразных чувств, меня интриговали, заставляли искать на своем боку шашку, чтобы подняться с казаками на штурм Казани. И даже когда я на миг отвлекался, разорвав эту нить, меня как-то быстро находила и возвращала на место, будто оставляя одного в зале против мэтра его просто фантастическая энергетика…
Потом был второй день. Белякович зашел в центральную библиотеку. Где мы сейчас базируемся, там в окружении нашего театра и нескольких лиц от библиотеки он еще раз рассказал о первых шагах театра на Юго-Западе, рассказал о людях с которыми ему посчастливилось работать, мы сравнивали театральные школы Японии, Америки и России, слушали театральные байки, потом просто сели за стол, кушали блины и коньяк в общем хорошо пообщались.
Любопытно слушать о театре, который вышел из любительского. Сейчас конечно там уже не осталось непрофессионалов – вся труппа (около 42 человек) получили нужное образование, титулы, звания и прочее. Любопытно знать что театр, который до сих пор базируется в подвале, обладает залом на 120 мест, легко переносит свои спектакли на огромные площадки крупнейших театров мира, так же легко ввинчивается в свои скромные квадраты после долгих гастролей, и вообще удивительно знать что такой театр занесен в книгу Гиннеса как театр с самым большим действующим репертуаром – 33 действующих спектакля – шутка ли?
В чем здесь чудо? Как достичь такого? Чем берет этот человек, рожденный в глухой деревне под Рязанью, ставивший первые спектакли для московской шпаны, рискнувшим первым в СССР поставить «Король умер…» Ионеско, шагнувшим из андеграунда в легендарных театров, чей Гамлет заставил настолько тронул зрителя в Эдинбурге, ни один критик не сомневался кому отдать первый приз.
Я для себя нашел ответы. Во первых это люди, окружающие Беляковича, и его к ним отношение. Признаться у меня было ощущение, что в Нижневартовск руководитель театра на Юго-западе приехал не один. Их как будто двое – он и Виктор Авилов. Несмотря на то, что последнего выдающегося актера уже несколько лет нет с нами на этой земле, он живет в рассказах, образах и воспоминаниях. Рядом с Беляковичем этот человек был с первых дней Юго-Запада, понятен тот след, который он оставил в душе своего режиссера. И порой мне казалось, что Валерий Романович, рассказывая о чем-то способен смотреть и думать как Авилов. Я плохо знал творчество Виктора, за исключением конечно же знаменитого узника замка Иф, однако теперь мне кажется (хочется думать) что я очень хорошо с ним знаком.
Представляете это как надо чувствовать человека, друга, актера, чтобы суметь такое передать даже непроизвольно.
Я засчитал это как один из козырей Беляковича.
Второй козырь конечно же дикая жажда творчества. Тогда 35 лет назад, что может заставить молодого человека рваться на сцену, желать что-то сказать. И ведь кому говорили? На первых спектаклях их посещала только шпана. А потом когда советская цензура поняла, что творится на этих подмостках и их пытались закрыть, когда из театра уходили люди, кто куда, и кто навсегда. Много жутких преград, надломлено – ради чего? Ради желания что-то сказать, донести свое видение, помочь реализовать схожее видение своим коллегам.
Любовь к театру в принципе – с его слов он безгранично уважает любого человека, кто служит Мельпомене, независимо от того согласен ли он с творчеством этого человека.
Находя ответы, на вопросы, что я сам себе задавал, слушая этого человека, мне особо тепло становилось, что путь моего Чуда в чем-то схож. Это и бескорыстность в проявлении своих творческих желаний и сила, позволяющая выходить на любое подобие сцены, несмотря на очередные преграды, это и единство во мнении коллектива. Чего нет? Ну разве что самоотдачи до последней капли собственного существа. Помимо театра у нас есть личная жизнь, другая работа, друзья и несколько скромных мелких хобби. На алтаре от нас лежат достаточно щедрые дары, куски собственных жизней, в то время как Белякович на алтарь возложил всего себя, без остатка да еще и будущее свое в залог пообещал – лишь бы иметь возможность что-то сказать, что-то сделать, заставить нас думать, переживать и верить.
P.S.
Дабы дополнить образ театра на Юго-западе, хочу привести небольшую цитату с сайта посвященного памяти Виктора Авилова:
http://www.avilov.ru/history/avilov_kakovo-byt-akterom_alm-3_83_72.html
Продолжаем отвечать на вопрос, заданный газетой:
«Каково быть актером театра-студии на Юго-Западе?»
Отвечает Виктор Авилов:
Так каково же быть актером Театра-студии на Юго-Западе? Это значит быть и гримером, и сантехником и бутафором. И электриком и полотером. А по графику и билетером. Воровать кирпичи, быть монтером, каменщиком, сварщиком... А самое главное — МНОГО ДУМАТЬ, работать над собой. Не спать ночами — чтобы в будущем может быть и стать Актером Театра-студии на Юго-Западе.
И не надеяться, чтобы на спектакле жилы рвал кто-то другой, а тебе чтобы сачковать...
Вот тогда в будущем...
6 февраля 1983 года Виктор Авилов сыграл свой 500 спектакль.
Комментариев нет:
Отправить комментарий